Всякая душа бессмертна. Ведь вечнодвижущееся бессмертно. А у того,
что сообщает движение другому и приводится в движение другим, это
движение прерывается, а значит, прерывается и жизнь. Только то, что
движет само себя, раз оно не убывает, никогда не перестает и двигаться
и служить источником и началом движения для всего остального, что
движется… Каждое тело, движимое извне, - неодушевленно, а движимое
изнутри, из самого себя, - одушевлено, потому что такова природа души.
Если это так и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из
этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна. ("Федр")
… Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному,
неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей
степени подобна наша душа, а человеческому, смертному, постигаемому не
умом, многообразному, разложимому и тленному, непостоянному и
несходному с самим собою подобно - и тоже в высшей степени - наше тело.
("Федон")
Будучи совершенной и окрыленной, она (душа) парит в вышине и правит
с миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на
что-нибудь твердое, - тогда она вселяется туда, получив земное тело,
которое благодаря ее силе кажется движущимся само собой; а что зовется
живым существом, - все вместе, то есть сопряжение души и тела, получило
прозвание смертного.
Мы же коснемся причины утраты крыльев, почему они отпадают у души.
Причина здесь, видимо, такая: крылу от природы свойственна способность
подымать тяжелое в высоту, туда, где обитает род богов. А изо всего,
что связано с телом, душа больше всего приобщилась к божественному -
божественное же прекрасно, мудро, доблестно и так далее; этим
вскармливаются и взращиваются крылья души, а от его противоположного -
от безобразного, дурного - она чахнет и гибнет. ("Федр")
Философский образ жизни
Основной задачей педагогической деятельности Платона было формирование гармонично развитого человека
- через каждодневные усилия и философский образ жизни. Платон так
описывает этот образ жизни: нужно возлюбить добродетель больше
удовольствий, отказаться от чувственных наслаждений, соблюдать, в
частности, умеренность в пище, каждодневно жить так, чтобы иметь над
собой как можно большую власть.
В Академии практиковались и духовные упражнения, к ним можно отнести подготовку ко сну,
о которой Платон говорит, когда заводит речь о неосознанных желаниях, о
страшных и диких побуждениях к насилию, что таятся в каждом человеке.
Чтобы не иметь подобных сновидений, нужно вечером, отходя ко сну,
всякий раз готовить себя, пробуждая разумное начало души с помощью
внутренней речи и рассуждений о возвышенных предметах и предаваясь
размышлениям. Спать Платон советовал немного: А кто из нас больше всего
заботится о разумности жизни, тот пусть по возможности дольше
бодрствует, соблюдая при этом то, что полезно его здоровью. Если это
войдет в привычку, то сон людей будет недолог.
Другое упражнение заключается в том, чтобы в несчастьях сохранять спокойствие и не возмущаться;
для этого следует призывать на помощь максимы, способные изменить нашу
внутреннюю настроенность. Так, мы должны объяснять себе, что хорошая и
плохая сторона этих несчастий нам неизвестны, что роптание ни к чему не
приведет, что из человеческих дел ни одно не заслуживает особо
серьезного к нему отношения и надо, словно при игре в кости, принимать
вещи, как они есть, и поступать сообразно тому, что выпало нам на долю.
Таким образом, духовные упражнения, практикуемые учениками Академии,
представляли собой телесную и духовную аскезу: преодоление страстей
ради очищения ума и развития познавательных способностей.
С Академией связывается подлинное рождение математики. Геометрия и другие математические науки
имели первостепенное значение в обучении. Но они составляли только
первый этап в формировании будущего философа. Они выполняли и своего
рода этическую функцию, так как позволяли очистить ум от чувственных представлений.
Академия Платона была братством людей,
единство которых состояло в выборе единого образа жизни, формы жизни,
данной великим учителем. Академия будет славиться среди потомков как
достоинствами своих учеников, так и совершенством своей организации.
Память об этой философской школе сохранится во всей последующей истории
философии, и платоновская Академия станет образцом для подражания
многих других школ.
О Красоте и о любви
… Когда кто-нибудь смотрит на здешнюю красоту, припоминая при этом
красоту истинную, он окрыляется, а окрылившись, стремится взлететь; но,
еще не набрав сил, он наподобие птенца глядит вверх, пренебрегая тем,
что внизу, - это и есть причина в его неистового состояния. Из всех
видов исступленности эта - наилучшая уже по самому своему
происхождению, как для обладающего ею, так и для того, кто ее с ним
разделяет. Причастный к такому неистовству любитель прекрасного
называется влюбленным. ("Федр")
Благодаря памяти возникает тоска о том, что было тогда… Красота
сияла среди всего, что там было; когда же мы пришли сюда, мы стали
воспринимать ее сияние всего отчетливее посредством самого отчетливого
из чувств нашего тела - зрения, ведь оно самое острое из них. ("Федр")
Не есть ли… любовь не что иное, как любовь к вечному обладанию
благом?…Ну, а если любовь - это всегда любовь к благу, …то каким
образом должны поступать те, кто к нему стремится, чтобы их пыл и
рвение можно было назвать любовью? Что они должны делать?
Они должны родить в прекрасном как телесно, так и духовно… Дело в
том, Сократ, что все люди беременны как телесно, так и духовно, и,
когда они достигают известного возраста, природа наша требует
разрешения от бремени. Разрешиться же она может только в прекрасном, но
не в безобразном…
Те, у кого разрешиться от бремени стремится тело… обращаются больше
к женщинам и служат Эроту именно так, надеясь деторождением приобрести
бессмертие и счастье и оставить о себе память на вечные времена.
Беременные же духовно… беременны тем, что как раз душе и подобает
вынашивать. А что ей подобает вынашивать? Разум и прочие добродетели.
Родителями их бывают все творцы и те из мастеров, которых можно назвать
изобретательными. Самое же важное и прекрасное - это разуметь, как
управлять государством и домом, и называется это уменье
рассудительностью и справедливостью.
… Он (человек-философ) радуется прекрасному телу больше, чем
безобразному, но особенно рад он, если такое тело встретится ему в
сочетании с прекрасной, благородной и даровитой душой: для такого
человека он сразу находит слова о добродетели, о том, каким должен быть
и чему должен посвятить себя достойный муж, и принимается за его
воспитание. Проводя время с таким человеком, он соприкасается с
прекрасным и родит на свет то, чем давно беременен. Всегда помня о
своем друге, где бы тот ни был - далеко или близко, он сообща с ним
растит свое детище, благодаря чему они гораздо ближе друг другу, чем
мать и отец, и дружба между ними прочнее, потому что связывающие их
дети прекраснее и бессмертнее.
Вот каким путем нужно идти в любви - самому или под чьим-либо
руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время,
словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх - от
одного прекрасного тела к двум, от двух - ко всем, а затем от
прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным
учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть
учение о самом прекрасном, и не познаешь, наконец, что же это -
Прекрасное. ("Пир")