Календарь
— привычная всем нам таблица дней, чисел, месяцев, сезонов, лет —
древнейшее изобретение человечества. Он фиксирует периодичность
природных явлений, основанную на закономерности движения небесных
светил: Солнца, Луны, звезд.
Земля несется по своей солнечной орбите,
отсчитывая годы и века. За сутки она совершает один оборот вокруг своей
оси, а за год — вокруг Солнца.
Астрономический, или солнечный, год
продолжается 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Поэтому и нет целого
числа суток, вот откуда возникает сложность в составлении календаря,
который должен вести правильный отсчет времени. Со времен Адама и Евы
люди использовали «круговорот» Солнца и Луны для отсчета времени.
Лунный
календарь, которым пользовались римляне и греки, был простым и удобным.
От одного возрождения Луны до следующего проходит около 30 суток, а
точнее — 29 дней 12 часов 44 минуты. Поэтому по изменениям Луны можно
было вести счет дням, а потом и месяцам.
В лунном календаре
сначала было 10 месяцев, первые из которых были посвящены римским богам
и верховным правителям. Например, месяц март был назван в честь бога
Марса (мартиус), месяц май посвящен богине Майе, июль назван в честь
римского императора Юлия Цезаря, а август — по имени императора
Октавиана Августа.
В древнем мире с III века до Рождества Христова применялся календарь, в основе которого был четырехгодичный
лунно-солнечный цикл, который давал расхождение с величиной солнечного
года на 4 дня за 4 года.
В Египте по наблюдениям за Сириусом и Солнцем
был составлен солнечный календарь. Год в этом календаре продолжался 365
суток, в нем было 12 месяцев по 30 дней, а в конце года добавлялось еще 5
дней в честь «рождения богов».
В 46 году до Рождества Христова римский диктатор Юлий Цезарь ввел по египетскому образцу точный солнечный календарь — юлианский.
За величину календарного года принимался солнечный год, который был
чуть больше астрономического — 365 суток 6 часов. 1 января было
узаконено как начало года.
В 26 году до н. э. римский император
Август ввел александрийский календарь, в котором раз в 4 года добавлялся
еще 1 день: вместо 365 дней — 366 дней в году, то есть 6 лишних часов
ежегодно. За 4 года это составляло целые сутки, которые и добавлялись
раз в 4 года, а год, в котором добавлялся один день в феврале, назывался
високосным. По существу это было уточнением того же юлианского
календаря.
Для Православной Церкви календарь был основой
годичного круга богослужения, и поэтому очень важно было установить
единовременность праздников по всей Церкви. Вопрос о времени
празднования Пасхи разбирался на I Вселенском . Соборе, как один из
главных. Установленная на Соборе Пасхалия (правила расчета дня Пасхи)
вместе с ее основой — юлианским календарем — не может быть изменена под
страхом анафемы — отлучения и отвержения от Церкви.
В 1582 году главой Католической Церкви Папой Григорием XIII был введен новый стиль календаря — григорианский.
Целью реформы было якобы более точное определение дня празднования
Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта. Собор
Восточных Патриархов 1583 года в Константинополе осудил григорианский
календарь как нарушающий весь богослужебный цикл и каноны Вселенских
Соборов. Важно заметить, что григорианский календарь в отдельные годы
нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи —
случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше
иудейской, что не допускается канонами Церкви; также иногда «исчезает»
Петров пост. В то же время такой великий ученый астроном как Коперник
(будучи католическим монахом) не посчитал григорианский календарь более
точным, чем юлианский, и не признал его.
Новый стиль вводился властью
Римского Папы вместо юлианского календаря, или старого стиля, и был
постепенно принят в католических странах. Кстати, и современные
астрономы пользуются юлианским календарем в своих расчетах.
На Руси,
начиная с X века, Новый год отмечали 1 марта, когда по библейскому
преданию Бог сотворил мир. 5 веков спустя, в 1492 году, в соответствии с
церковной традицией начало года в России перенесли на 1 сентября, и
отмечали так более 200 лет. Месяцы имели чисто славянские названия,
происхождение которых было связано с явлениями природы. Годы считали от
сотворения мира.
19 декабря 7208 года Петр I подписал указ о
реформе календаря. Календарь оставался юлианским, как и до реформы,
принятым Русью из Византии вместе с крещением. Вводилось новое начало
года — 1 января и христианское летоисчисление «от Рождества Христова». В
указе царя предписывалось: «День после 31 декабря 7208 года от
сотворения мира (православная церковь считает датой сотворения мира — 1
сентября 5508 лет до Р. X.) считать 1 января 1700 года от Рождества
Христова.
Указ также предписывал отмечать это событие особенно
торжественно: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в
веселии друг друга поздравлять с Новым годом... По знатным и проезжим
улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей
сосновых, еловых и можжевеловых... чинить стрельбу из небольших пушечек и
ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».
Счет
лет от Рождества Христова принят большинством государств мира. С
распространением безбожия среди интеллигенции и историков они стали
избегать упоминания имени Христа и заменять отсчет веков от Его
Рождества на так называемую «нашу эру».
После октябрьского переворота и в нашей стране 14 февраля 1918 года был введен так называемый новый стиль (григорианский).
Григорианский
календарь исключал в пределах каждого 400-летия три високосных года. С
течением времени разница григорианского с юлианским календарем
увеличивается. Исходная в XVI веке величина в 10 дней в последующем
нарастает: в XVIII веке — 11 дней, в XIX веке — 12 дней, в XX и XXI
веках — 13 дней, в XXII — 14 дней.
Русская Православная Церковь,
следуя Вселенским Соборам, пользуется юлианским календарем — в отличие
от католиков, которые пользуются григорианским.