Четверг, 05.12.2024, 15:37
Малая частица большого мира
Главная » Статьи » Астрология

Юлианский и Григоианский календари
ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ
"Православная энциклопедия"

Календарь
— привычная всем нам таблица дней, чисел, месяцев, сезонов, лет — древнейшее изобретение человечества. Он фиксирует периодичность природных явлений, основанную на закономерности движения небесных светил: Солнца, Луны, звезд.

Земля несется по своей солнечной орбите, отсчитывая годы и века. За сутки она совершает один оборот вокруг своей оси, а за год — вокруг Солнца.

Астрономический, или солнечный, год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Поэтому и нет целого числа суток, вот откуда возникает сложность в составлении календаря, который должен вести правильный отсчет времени. Со времен Адама и Евы люди использовали «круговорот» Солнца и Луны для отсчета времени.

Лунный календарь, которым пользовались римляне и греки, был простым и удобным. От одного возрождения Луны до следующего проходит около 30 суток, а точнее — 29 дней 12 часов 44 минуты. Поэтому по изменениям Луны можно было вести счет дням, а потом и месяцам.

В лунном календаре сначала было 10 месяцев, первые из которых были посвящены римским богам и верховным правителям.
Например,
месяц март был назван в честь бога Марса (мартиус),
месяц май посвящен богине Майе,
июль назван в честь римского императора Юлия Цезаря, а
август — по имени императора Октавиана Августа.

В древнем мире с III века до Рождества Христова применялся календарь, в основе которого был четырехгодичный лунно-солнечный цикл, который давал расхождение с величиной солнечного года на 4 дня за 4 года.

В Египте по наблюдениям за Сириусом и Солнцем был составлен солнечный календарь. Год в этом календаре продолжался 365 суток, в нем было 12 месяцев по 30 дней, а в конце года добавлялось еще 5 дней в честь «рождения богов».

В 46 году до Рождества Христова римский диктатор Юлий Цезарь ввел по египетскому образцу точный солнечный календарь — юлианский. За величину календарного года принимался солнечный год, который был чуть больше астрономического — 365 суток 6 часов. 1 января было узаконено как начало года.

В 26 году до н. э. римский император Август ввел александрийский календарь, в котором раз в 4 года добавлялся еще 1 день: вместо 365 дней — 366 дней в году, то есть 6 лишних часов ежегодно. За 4 года это составляло целые сутки, которые и добавлялись раз в 4 года, а год, в котором добавлялся один день в феврале, назывался високосным. По существу это было уточнением того же юлианского календаря.

Для Православной Церкви календарь был основой годичного круга богослужения, и поэтому очень важно было установить единовременность праздников по всей Церкви. Вопрос о времени празднования Пасхи разбирался на I Вселенском . Соборе, как один из главных. Установленная на Соборе Пасхалия (правила расчета дня Пасхи) вместе с ее основой — юлианским календарем — не может быть изменена под страхом анафемы — отлучения и отвержения от Церкви.

В 1582 году главой Католической Церкви Папой Григорием XIII был введен новый стиль календаря — григорианский. Целью реформы было якобы более точное определение дня празднования Пасхи, чтобы весеннее равноденствие вернулось к 21 марта. Собор Восточных Патриархов 1583 года в Константинополе осудил григорианский календарь как нарушающий весь богослужебный цикл и каноны Вселенских Соборов. Важно заметить, что григорианский календарь в отдельные годы нарушает одно из основных церковных правил даты празднования Пасхи — случается, что католическая Пасха приходится по времени раньше иудейской, что не допускается канонами Церкви; также иногда «исчезает» Петров пост. В то же время такой великий ученый астроном как Коперник (будучи католическим монахом) не посчитал григорианский календарь более точным, чем юлианский, и не признал его.

Новый стиль вводился властью Римского Папы вместо юлианского календаря, или старого стиля, и был постепенно принят в католических странах. Кстати, и современные астрономы пользуются юлианским календарем в своих расчетах.

На Руси, начиная с X века, Новый год отмечали 1 марта, когда по библейскому преданию Бог сотворил мир. 5 веков спустя, в 1492 году, в соответствии с церковной традицией начало года в России перенесли на 1 сентября, и отмечали так более 200 лет. Месяцы имели чисто славянские названия, происхождение которых было связано с явлениями природы. Годы считали от сотворения мира.

19 декабря 7208 года Петр I подписал указ о реформе календаря. Календарь оставался юлианским, как и до реформы, принятым Русью из Византии вместе с крещением. Вводилось новое начало года — 1 января и христианское летоисчисление «от Рождества Христова».
В указе царя предписывалось: «День после 31 декабря 7208 года от сотворения мира (православная церковь считает датой сотворения мира — 1 сентября 5508 лет до Р. X.) считать 1 января 1700 года от Рождества Христова.

Указ также предписывал отмечать это событие особенно торжественно: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом... По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых... чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни».

Счет лет от Рождества Христова принят большинством государств мира. С распространением безбожия среди интеллигенции и историков они стали избегать упоминания имени Христа и заменять отсчет веков от Его Рождества на так называемую «нашу эру».

После октябрьского переворота и в нашей стране 14 февраля 1918 года был введен так называемый новый стиль (григорианский).

Григорианский календарь исключал в пределах каждого 400-летия три високосных года. С течением времени разница григорианского с юлианским календарем увеличивается.
Исходная в XVI веке величина в 10 дней в последующем нарастает:
в XVIII веке — 11 дней,
в XIX веке — 12 дней,
в XX и XXI веках — 13 дней,
в XXII — 14 дней.

Русская Православная Церковь, следуя Вселенским Соборам, пользуется юлианским календарем — в отличие от католиков, которые пользуются григорианским.


из книги "Православная энциклопедия"
Категория: Астрология | Добавил: suntaurus (06.06.2012)
Просмотров: 2818 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Сейчас на сайте всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Категории каталога
Рейки - цитаты [8]
В этом разделе - самое лучшее, что было сказано о Рейки
Рейки [8]
Астрология [12]
Таро [24]
Эзотерика [15]
Глубинные практики [0]
Ученики [0]
Поиск
Друзья сайта

SunTaurus © 2024